Кочевая жизнь цыганских лошадей
Цыгане и лошади в глазах большинства связаны также тесно, как летчики и самолеты. Этот образ прочно вошел в жизнь современного человека благодаря кинематографу и литературе.
Большинство людей на вопрос «Что Вы знаете о цыганах?» отвечают так:
- цыгане – кочевой народ, а цыганские кони – их основное средство передвижения;
- раньше цыгане жили за счет продажи лошадей или их обмена;
- все цыгане – конокрады.
Давайте попробуем разобраться по пунктам, какую роль играли цыганские лошади в жизни этого народа и насколько наше представление о них соответствует действительности.
Кочевая жизнь
В прежние времена этот народ действительно вел кочевой образ жизни, в котором лошадям отводилась главная роль.
Российские цыгане всегда ценили комфорт, поэтому для установки табора им требовалось множество вещей, которые размещались на довольно больших телегах. Без лошадей их сдвинуть с места просто было невозможно.
Кроме того, сами шатры ставились на основе телеги, поэтому огромное значение цыганских коней как средства передвижения становится неоспоримым. Телега – центр быта этого народа, а лошадь – её двигатель. Поэтому запряженная этим животным повозка является символом семейного очага.
В настоящее время кочевых цыган встретить довольно сложно. Большинство из них давно ведут оседлый образ жизни. Однако цыганские кони были и будут одним из непременных атрибутов этого народа.
Торговля и обмен
Утверждение о том, что основной хозяйственной деятельностью цыган была торговля этими животными и их обмен, является верным.
Об этом свидетельствует и внешний облик мужчин этого народа, непременными атрибутами которого были кнут и сапоги.
Кнут для цыгана – как кинжал для джигита. Это не только символ социального статуса, но и весьма практичная вещь. Помимо работы с лошадьми, его можно было использовать и как оружие, причем не только как плеть. Рукоятка цыганского кнута на конце имеет утолщение, в которое часто заливался свинец. Такая дубинка была весомым аргументом в рукопашной схватке. Свой первый кнут настоящий цыган должен был сделать себе сам. Нередко этот непременный атрибут настоящего рома (самоназвание этого народа) передавался по наследству или преподносился в качестве весьма ценного подарка.
С кнутом связаны и торговые суеверия. Считалось, что хороший барышник передает свою удачу своему кнуту, а тот, в сою очередь, может передать её другому. Поэтому часто при торге и обмене старались сторговать не только коня, но и кнут, и если это удавалось – сделка считалась вдвойне удачной.
Второй атрибут настоящего рома – сапоги, также связан с цыганскими конями. Они хоть немного, но защищали ноги от тяжелых копыт этих крупных животных, да и выглядели весьма презентабельно.
В русском фольклоре нередко покупку коня у цыгана ставили наравне с обманом – надувательством. Это не совсем так. Если углубиться в историю, то именно лошади цыган очень ценились дворянами, да и российская армия нередко закупала цыганских лошадей для своих нужд. Так почему надувательство?
Суть в том, что при торге с этим народом можно было купить как отменного скакуна, так и замаскированную под него дохлую клячу. И никакого специального прицела на обман в этом не было. Обычный практический расчет. Если человек не разбирался в лошадях, не считалось зазорным подсунуть ему залежалый товар.
Истинным же знатокам таких «задохликов» даже не предлагали. Вот и получилось, что «цыганский конь» в некоторых источниках – знак качества, а в других – синоним нечестного торга.
Однако были и другие источники дохода, связанные с конями. В зимнее время цыгане часто останавливались на постой в деревнях, расплачиваясь за хлеб и кров конскими лепешками (как топливом для печей) и вспашкой пахотных земель.
Конокрадство
Начнем с того, что крали коней далеко не все представители этого кочевого народа. Однако и редкими такие случаи не назовешь. Объяснялось это следующими причинами.
Свадьба
Цыган не имел права жениться, пока у него нет своего коня. Обычно его отрабатывали, начиная с малолетства, либо получали в подарок от старших родственников. Однако, если парень был беден, или вообще сиротой, единственным шансом на семейное счастье для него становился увод чужого коня. Как правило, это был конь с барского двора, который находился далеко от табора. Лентяи воровали и крестьянских коней, но это было гораздо опаснее, так как был обычай забивать конокрада насмерть, несмотря на его возраст.
Бравада и показная удаль
Цыгане – народ горячий, и чтобы доказать свою «взрослость» и состоятельность, молодежь нередко шла на кражу лошади. После такого поступка, особенно если конь был знатный, никто не смел больше сомневаться, что перед ним – настоящий отчаянный рома. Постепенно такое поведение стало осуждаться старшими в таборе, поскольку несло прямую угрозу спокойному существованию семьи.
Любовь к лошадям
Да-да, именно любовь к конкретному коню могла толкнуть цыгана на его воровство. Если хозяин отказывался продать полюбившееся животное, или у рома не было нужной суммы, и никаких других способов не оставалось – коня уводили. А если это был иноходец – его старались заполучить любыми путями. Цыганский фольклор описывает множество подобных случаев, и не всегда – со счастливым концом.
Профессия
Конечно, были и профессиональные конокрады, причем как одиночки, так и целые семейные кланы, передававшие секреты «профессии» по наследству. Историки заметили, что чаще всего такие профессионалы промышляли в Сибири, недели в европейской части нашей страны. Это могло быть связано с тем, что сюда ссылали преступников, а однажды арестованный человек не всегда становился на путь исправления. Впрочем, были в Сибири и почтенные коннозаводчики цыганского племени, такие, как известные коневоды Бузылёвы.
Интересной чертой всех конокрадов этого народа было то, что они никогда не воровали табунами. Максимум одна-две лошади – и все. Почему – никто пока точно не знает.
Современные цыганские лошади – это автомобили. Также, как когда-то к лошадям, современные цыгане очень трепетно относятся к нему, всячески украшают и бережно за ним следят. Однако до сих пор кони не забыты этим народом. Они сохранились в фольклоре и в подарках в виде конской атрибутики – золотых подковок или просто фигурок этих прекрасных животных.
[tubepress mode="tag" tagValue="Лошади цыганские" orderBy="viewCount"]
Список используемой литературы:
- А.П. Солдатов. Основы животноводства. — 3-е изд. — М.: Агропромиздат, 1988.
- Животноводство // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. (Проверено 5 апреля 2012)
- Животноводство - Википедия