История развития верхового коневодства в мире

Лошадь издревле была верным помощником человека.  Она значительно повысила скорость его передвижения, дала возможность перевозить больше грузов на более далекие расстояния, а также давала мясо, молоко и шкуры. Переоценить вклад лошадей в развитие человеческой цивилизации – невозможно.

Если говорить об этих животных как личном средстве передвижения, то первые лошади верховых пород были одомашнены на Ближнем Востоке, где кони прочно вошли в традиционную культуры населяющих его народов.  Верховое направление коневодства еще до нашей эры дало миру такие породы, как персидская и туркменская, которые стали родоначальниками арабских, турецких и  ахалтекинских скакунов, ставших впоследствии прародителями практически  всех современных верховых пород мира.

Черты экстерьера таких  лошадей отличались друг от друга в зависимости от климатических условий конкретного региона и специфических требований, предъявляемых к ним армиями разных стран. Самой быстрой верховой породой в мире на данный момент является чистокровная верховая, чьими предками были английские скаковые лошади.

Развитие верхового коневодства в мире

История мирового верхового коневодства

Внешний вид и рабочие характеристики верховых лошадей в процессе своего развития менялись неоднократно – то упор в селекционной работе делался на увеличение габаритов животного, то, напротив, ставилась цель уменьшения размеров в угоду скоростным качествам. Но, в любом случае, основной задачей коневодов было получение животных, максимально хорошо приспособленных для ходьбы под седлом.

Конечно, сесть верхом и поехать можно практически на любом коне, даже тяжеловозе, но для использования в военных целях нужны были быстрые, маневренные и выносливые лошади, способные не только быстро доставить воина на поле боя, но и помочь ему выжить в сражении.  Поэтому верховое направление в коневодстве издавна выделилось в отдельную отрасль.

Первые в мире верховые породы

Ездить на лошадях верхом люди начали практически сразу, как только одомашнили этих животных. Однако первое время разделения пород на верховых и упряжных не существовало.

Одни и те же кони использовались как для верхового передвижения, так и для работы в упряжке при перевозке грузов или вспашке земель.  Именно верховая специализация появилась благодаря кочевому образу жизни народов Ближнего Востока, которые, в отличие от большинства европейских, не имели четкой привязанности к конкретному месту своего проживания.

Им приходилось постоянно передвигаться с места на место вслед за табунами своих лошадей в поисках лучших выпасных угодий. А это требовало высокого уровня мобильности, чтобы успевать за этими животными.

Первые чисто верховые кони были низкорослыми и особой грацией и изяществом не отличались. Однако, со временем, кочевым племенам региона стало тесно на ограниченной территории, и за новые земли пришлось воевать друг с другом. Это и послужило первым толчком к началу серьезной селекции.

Для успешного ведения войн понадобились более резвые и сильные кони, а, поскольку арабские кочевники много вещей с собой не возили, выносливость в этом случае отошла на второй план.

Со временем некоторые кочевые племена ассимилировались в культуру завоеванных ими территорий, и перешли к оседлому образу жизни. При этом они не только не растеряли наработанный коневодческий опыт, но и значительно его приумножили.  Жизнь на одном месте позволила заменить лошадей в обозах другой тягловой силой (верблюдами, быками и т.д.), и кони стали исключительно верховыми военными животными.

Первыми серьезными успехами могли похвастаться древние коневоды Персии и Туркмении, кропотливая селекционная работа которых дали миру первые по настоящему верховые породы коней – персидскую (арабскую) и ахалтекинскую.

Именно эти виды скакунов стали родоначальниками почти всех современных скаковых пород.

Развитие верхового коневодства в мире

Рыцарский период

В отличие от ближневосточных стран, европейская верховая селекция пошла по другому пути. И обусловлено это было также требованиями армии того времени.

Изначально в Европе на войне лошадей не использовали. Главной ударной силой европейских армий была пехота, а кони использовались для работы в сельском хозяйстве и перевозки грузов.  Поэтому европейские кони прежде всего были сильные, крупные и выносливые, но вот резвостью похвастаться не могли.

Поскольку в армиях  многих, самых сильных на тот момент, европейских государств активно использовались тяжелые доспехи, легкие и быстрые верховые скакуны им были без надобности. Существовавшие на тот момент лучшие верховые породы просто не способны были перевозить на себе тяжелых воинов.

Однако, особенно во времена крестовых походов, европейцы стали активно захватывать и привозить на родину арабских скакунов, которые были весьма ценным военным трофеем. Уже первый крестовый поход позволили Европе получить  несколько тысяч чистокровных жеребцов и кобыл, которых впоследствии стали активно использовать для улучшения местных лошадиных разновидностей.

Верховые кони рыцарей назывались «дейстриэ», и были весьма массивными и тяжелыми. Именно эти рыцарские лошади стали родоначальниками большинства современных тяжеловозных пород. Истинные же верховые породы отличает легкость,  грациозность и гармоничное телосложение, которые позволяют им показывать прекрасные скоростные результаты.

Справедливости ради стоит сказать, что Старый Свет познакомился с восточными типами верховых лошадей довольно рано – еще в восьмом-девятом веке. Именно в это время многочисленные мусульманские армии вторглись на Пиренейский полуостров (современная Испания), и надолго его оккупировали.

Все время, пока эти земли были под контролем восточных завоевателей, на испанских землях (тогда это были племена басков) было много скакунов арабской породы, которые постепенно стали вытеснять местные разновидности этих животных. Скрещивание испанских местных коней с арабскими (с добавлением крови ахалтекинцев и берберийцев) и дало начало такой знаменитой на весь мир породе, как  андалузская, которая повсеместно известна своим «необычным» шагом.

Появление легкой кавалерии

Эпоха рыцарства закончилась с появлением в шестнадцатом-семнадцатом столетии огнестрельного оружия. Ношение тяжелых доспехов потеряло свой смысл, и армии понадобились кони для быстрых стремительных ударов. Европейские конезаводы начинают активно скупать лошадей ахалтекинской и арабской пород.

Наиболее заметным в те времена вкладом в верховое коневодство отметилась Англия.

Длительная и кропотливая селекционно-племенная работа английских коневодов позволила получить отличных верховых лошадей английской скаковой породы, которые были выведены методом скрещивания кобыл местных пород с восточными жеребцами, с последующим разведением внутри породы гибридов, отобранных в соответствии с заданными критериями.

Английские верховые кони были крупнее и сильнее своих восточных предков, и отличались от них улучшенными верховыми качествами. Успешная селекция уже к девятнадцатому веку привела к тому, что англичане стали фактически законодателями мировой моды в верховом коневодстве мира.

Именно английские верховые животные стали родоначальниками таких известных в современном мире верховых лошадей, как:

  • чистокровная верховая:
  • стандартбредная;
  • французский рысак;
  • тракененская;
  • голштинская;
  • карачаевская;
  • буденновская и так далее.

Развитие коневодства в России

Массово верховые лошади на Руси стали использовать после эпохи татаро-монгольского ига.

До тех пор, пока орды верховых воинов не вторглись на территорию русских племен, русские лесные лошади, которые  были низкорослыми (до 145-ти сантиметров) и медленными, использовались в качестве тягловой силы и на сельскохозяйственных работах. Только правители тех времен (князья) и воины их дружин использовали коней для верховой езды.

По мнению большинства историков, именно дефицит лошадей в русской армии того времени сыграл ключевую роль в поражениях от татаро-монгольских орд, которые попросту были гораздо мобильнее и быстрее передвигались на поле боя.

По мнению специалистов, первые шаги русское верховое коневодство стало делать при Дмитрии Донском, который перестроил свою армию на восточный манер (с преобладанием конных воинов).

Большую часть лошадей для этого была азиатского типа. Недаром именно ему удалось положить конец почти трехсотлетнему господству восточных ханов.

В эпоху правления царя Ивана Грозного на территории Руси стали  открываться конезаводы, было создано особое министерство (конюшенный приказ), которое отвечало за все, что связано с государственными лошадьми.  Отечественное поголовье верховых коней значительно возросло. Много этих животных было сосредоточено в южных областях русского государства – в степях Придонья и в окрестностях Днепра, где издревле проживали казаки. В конце  семнадцатого столетия казацкое войско насчитывало более двадцати тысяч конных воинов.  Именно местные казацкие  лошади и стали родоначальниками такой известной русской породы, как донская.

Петровская и постпетровская правления ознаменовалась настоящим расцветом отечественного коневодства.

Развитие верхового коневодства в мире

Именно в это время на территории нашей страны стали массово открываться племенные конезаводы, укомплектованные лучшими породами лошадей того времени – персидскими, английскими, арабскими и немецкими). При Екатерине Второй в нашей стране появилась первая заводская русская порода – орловская,   родоначальниками которой были легендарные кони того времени – арабский жеребец Сметанка и туркменский конь по кличке  Салтан Первый.

Вплоть до свержения самодержавия, наша страна входила в число мировых лидеров в этой отрасли.

Общая численность российского лошадиного поголовья доходила до 40-ка миллионов особей – практически треть от мирового стада.

Однако, Первая мировая и последовавшая за ней Гражданская война нанесли громадный ущерб отечественному коневодству.

Численность поголовья катастрофически уменьшилась. Государственная поддержка позволили не только сохранить, но и восстановить поголовье этих животных в нашей стране. Тогда же появились новые отечественные породы – буденновская, карачаровская и другие.

Затяжной спад отечественного коневодства начался после Великой Отечественной войны, за годы которой погибло более 10-ти миллионов русских лошадей. Кавалерия как род войск была упразднена, в народном хозяйстве коня сменил трактор, и коневодство стало постепенно хиреть. Окончательный удар по этой отрасли нанес распад Советского Союза и последовавшие за ним в РФ «лихие 90-е». В 2015-ом году общая численность российских лошадей составляла всего 1 миллион 374 тысячи голов.

Появление богатой прослойки россиян дало толчок к развитию племенного и спортивного направления этой отрасли. Модный и престижный вид досуга сформировал спрос на элитных коней и привлек в отрасль солидные инвестиции, поэтому на современное развитие верхового коневодства в нашей стране  специалисты смотрят со сдержанным оптимизмом.

Современное состояние верхового коневодства в мире

Поскольку роль лошади как тягловой силы и средства передвижения в современном мире крайне мала, лошади постепенно заняли нишу в области зрелищных видов спорта. Конно-спортивные состязания чрезвычайно популярны во всем мире. В нашей стране интерес к ним тоже постепенно растет. Кроме того, активно развивается конный туризм и верховая охота. Совокупность этих факторов и формирует спрос на чистопородных верховых лошадей, вследствие чего племенное и спортивное направление  этой отрасли занимают достойную нишу в современной мировой экономике.

Развитие верхового коневодства в мире

Стоимость чистокровных лошадей с хорошей родословной, имеющих в своем активе победы на престижных скачках, а также их потомков,  составляет несколько миллионов долларов, что делает верховое коневодство выгодным с коммерческой точки зрения. По всему миру селекционеры продолжают работу по сохранению и улучшению «чистых» верховых пород, стремятся развивать их лучшие качества, а скачки собирают миллионы зрителей во всех уголках земного шара.

Коневодство в России развито еще недостаточно, однако, как уже упоминалось выше, тенденция в целом – положительная.

Богатый опыт отечественных коневодов и традиционная любовь наших людей к этим животным позволяют надеяться на возрождение отечественного табуна.

Рейтинг автора
2
Автор статьи
Игорь Николаев
Написано статей
68

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.


Наверх