Козоводство как бизнес. Рентабельность

В современных экономических условиях многие люди задумываются об открытии своего дела. И все чаще бизнес-идеи находятся в отрасли сельского хозяйства. Разведение коз как бизнес мы рассмотрим в этой статье.

Козоводство как бизнес – рентабельность

К основным плюсам в пользу разведения коз как собственного дела относятся следующие факторы:

  1. козы являются чуть ли не самыми неприхотливыми из всех домашних животных. Для них не требуется особое питание и специальные сложные условия содержания;
  2. для того, чтобы начать разводить коз, не требуются большие стартовые материальные затраты;
  3. в случае открытия частного фермерского хозяйства можно обратиться за господдержкой, которая выражается в льготном кредитовании и даже в безвозвратном субсидировании;
  4. конкуренция в этом виде предпринимательской деятельности – довольно низкая. Это дает возможность достаточно просто занять свою рыночную нишу;
  5. разведение коз как бизнес представляет собой почти безотходное производство. Не только мясо и молоко, но также шерсть и даже навоз – все это является товаром, который можно продать за деньги.

Козоводство как бизнес

Однако, начинающий фермер, перед тем, как начать организацию своего дела в этой области, должен четко определиться – что он хочет получить от животных в первую очередь, и уже потом подобрать под свои цели ту козью породу, которая отвечает заявленным требованиям.

А чтобы определиться с приоритетами, необходимо серьезно изучить рыночную ситуацию в конкретном регионе и выяснить, какая именно продукция козоводства пользуется наибольшим спросом.

Рентабельный бизнес начинается с составления бизнес-плана, в котором следует учесть все расходы (как первоначальные, так и будущие) и предполагаемую доходность, что позволит определить срок окупаемости и планируемую рентабельность будущего предприятия.

Если предварительные расчеты покажут, что прибыльность низкая, а окупаемость долгая – стоит задуматься о другой сфере деятельности.

Что можно получить от козы?

К продукции козоводства многие относятся скептически. Однако это предубеждение – беспочвенно. Давайте вместе разберемся, в чем причины такого отношения и что реально можно получить от козы.

Основной причиной настороженного отношения к козьему мясу является неприятный специфический запах, который появляется из-за особого процесса обмена веществ.

Чтобы избежать появления такого запаха, нужно соблюсти несколько простых условий:

  • организовать правильное питание коз;
  • отделить самцов от самок и содержать их раздельно;
  • после убоя крайне аккуратно подойти к процессу снятия шкуры и тщательнейшим образом промыть ободранную тушку.

Козье мясо на самом деле – весьма ценный продукт. Вот некоторые из его полезных свойств:

  • это – диетический продукт, который усваивается гораздо легче, чем, к примеру, говядина или свинина. Поэтому его можно есть в любом возрасте;
  • в мясе коз содержится большое количество полезных веществ: белков, минералов, витаминов, аминокислот и прочих жизненно необходимых элементов. А содержание холестерина в козлятине – гораздо ниже, чем в остальных, более привычных, видах мяса;
  • этот продукт часто рекомендуют употреблять в пищу женщинам после родов, а также больным, перенесшим операцию и людям с ослабленной иммунной системой;
  • полезность козьего мяса подтверждается еще и тем, что в странах Азии доля козоводства с каждым годом растет, а значит, на такое мясо есть спрос и он постоянно увеличивается.

Козье молоко, несмотря на свою малую популярность, ни в чем не уступает привычному коровьему. К тому же этот продукт обладает целебными свойствами (особенно при лечении легочных и желудочных болезней). Молоко козы не вызывает аллергии и очень полезно для кормящих и беременных женщин.

Учитывая все перечисленное, а также хорошие вкусовые качества, можно сказать, что такое молоко должно найти своего покупателя. В процессе составления бизнес-плана коммерческого козоводства, это необходимо учесть, поскольку потенциал спроса на молоко коз еще полностью не раскрыт. Многие просто не знакомы с преимуществами этого продукта, да и сложившиеся предпочтения в пользу молока коров играют свою роль. Однако, при грамотной рекламе, донеся необходимую информацию, можно привлечь в качестве покупателей козьего молока многих людей.

Отдельным видом продуктов молочной переработки является козьи сыры, обладающие не только прекрасными вкусовыми качествами, но и целым набором полезных микроэлементов.

Такие сыры можно изготавливать и в домашних условиях, а некоторые козоводы вообще ориентируются на них как на основной источник прибыли.

Другие фермеры целенаправленно разводят коз пухового и шерстяного направлений.

Шкуры идут на производство пальто, дубленок, обуви и так далее. Мясо таких животных тоже весьма неплохого качества. Козий пух и козья шерсть пользуются стабильным спросом на предприятиях легкой промышленности. Животные шерстяного и пухового направления имеют массу разновидностей, которые различаются по следующим показателям:

  • по своему весу;
  • по количеству детенышей в приплоде;
  • по качественным и количественным показателям шерсти и пуха;
  • по молочной продуктивности;
  • по качеству мяса;
  • по требованиям к условиям своего содержания;
  • по рациону кормления и составу кормов;
  • по иным факторам, которые влияют на качественные характеристики пуха и шерсти.

Все вышесказанное необходимо обязательно учесть при разработке бизнес-плана, поскольку именно от правильного выбора направления (или направлений) зависит размер возможной прибыли.

В общем и целом, разведение коз как бизнес в России имеет хороший потенциал, поскольку эта рыночная ниша практически свободна, а спрос на такую продукцию при грамотном подходе к рекламе и маркетингу будет увеличиваться.

Также немаловажно то, что в силу своей неприхотливости козы гораздо проще в содержании и выращивании, чем остальной домашний скот.

Козоводство как бизнес. Рентабельность

Юридическое оформление

Любой бизнес требует легализации. Конечно, если в ваших планах – небольшое поголовье в условиях домашнего подворья, то можно обойтись и без регистрации в государственных органах. Однако в этом случае Вы не сможете рассчитывать ни на государственную поддержку, ни на постоянные договора с потребителями будущей продукции.

Начинать бизнес лучше всего либо с регистрации крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ), либо с получения статуса индивидуального предпринимателя (ИП).

Затраты на такую регистрацию – минимальны, а упрощенная система налогообложения позволяет на первом этапе оптимизировать налоговые отчисления в бюджет.

Однако, следует помнить, что если Вы планирует наращивать объемы и расширять бизнес, то такая юридическая форма уже не подойдет.

Для серьезной работы с госпредприятиями и крупными коммерческими структурами (в том числе иностранными) необходимо оформить либо общество с ограниченной ответственностью (ООО), либо другое юридическое лицо.

Это можно сделать на следующем этапе развития Вашего бизнеса, а можно сразу зарегистрировать на перспективу. Отличие юрлица от ИП и КФХ – более сложная бухгалтерская отчетность и другая система налогообложения.

Выбрав юридическую форму, не забудьте отразить это в своем бизнес-плане, поскольку расходы как на саму регистрацию, так и на ведение бухгалтерской отчетности сильно разнятся в зависимости от формы регистрации бизнеса.

С чего начать обустройство фермы?

Итак, Вы составили бизнес-план, зарегистрировались и готовы приступить к работе. Прежде всего, вне зависимости от выбранного направления козоводства, перед покупкой животных нужно обустроить ферму. Для этого следует определиться с пастбищными площадями, чтобы здания для содержания коз были рядом с ними.

Козоводство как бизнес. Рентабельность

В самом помещении должно быть сухо и тепло. Чтобы добиться этого в зимний период, следует предусмотреть систему отопления. Также необходимо организовать водоснабжение и вентиляцию. Пол лучше сделать с небольшим уклоном (для удобства уборки).

В помещении нужно предусмотреть:

  • секцию для молодняка;
  • секцию для самцов-производителей;
  • секцию для беременных коз и последующих родов;
  • место для дойки животных;
  • отделение для скота, откармливаемого на убой (коз можно содержать вместе с козлами-кастратами).

Помимо этого, следует заранее предусмотреть хранилище для кормов и помещение для переработки получаемого сырья (например, выделки шкур или изготовления сыра). Одной козе необходимо не менее двух квадратных метров площади в помещении, хотя этот показатель напрямую зависит от породы животного. Важную роль играют конструкции кормушек и поилок. Они должны одновременно и быть защищены от загрязнения корма и воды животными, и обеспечивать свободный доступ к воде и пище. Козам очень важна свобода передвижения, поэтому при стойловом содержании их лучше не привязывать.

В теплое время этих животных лучше всего подольше содержать на свежем воздухе, поэтому выбор пастбища (особенно при молочной направленности бизнеса) очень важен. Кроме того, хорошие выпасные угодья позволят Вам серьезно сэкономить на покупке кормов.

Пищевой рацион

Летом основу питания коз составляет зеленая растительность, а зимой – сено. Пастбище следует разбить на участки, чтобы трава успевала отрастать. Сено для зимнего кормления готовят заранее (с начала лета до осени).

Кроме зеленых кормов, козы охотно едят злаковые культуры, корнеплоды и овощи и ветви хвойных деревьев. В рацион следует также включить комбикорма и минеральные добавки.

В обычное время поить стадо необходимо дважды в день, а в сильную жару – трижды. Вода не должна быть сильно холодной. Нельзя давать очень холодную воду.

Примерный экономический расчет

Важная часть для любого фермера. Если рассматривать первоначальные затраты и расходы на содержание коз, то в расчете на три года, с учетом того, что у Вас есть свой частный дом и место для выпаса, примерные затраты составят:

  • ремонт и подготовка помещения (подойдет обычный сарай) и покупка оборудования – 1000 условных единиц (уе.);
  • покупка десяти породистых молочных коз – 3500 уе.;
  • комбикорма, минеральные добавки, прочие подкормки, услуги ветеринара (прививки) и так далее – около 3500 уе.

Молоко козы начинают давать молоко в возрасте одного год и 10 месяцев. Расходы (с учетом первоначальных затрат) за три года составят 8000 уе. За год и два месяца козы дадут молока, от реализации которого выручка составит примерно 8000 – 8500 уе. Другими словами, только на молоке срок окупаемости составит 3 года, а с четвертого можно рассчитывать на получение дохода. Данный расчет не учитывает доходы от продажи приплода и от реализации шерсти и пуха (если их качество у купленных коз – достаточно для продажи).

Козоводство как бизнес. Рентабельность

Как видите, рентабельность данного бизнеса невелика и составляет максимум 20 процентов. Поэтому, прежде чем решиться на открытие своего дела в области козоводства, следует тщательно все просчитать и взвесить.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.


Наверх