Коневодство в Якутии тесно связано с традициями населяющего эту республику народа. Лошадь с давних времен верно служила человеку в суровых условиях этого холодного края, не только являясь для него средством передвижения, но и обеспечивая мясом, молоком и шкурами.
Якутская лошадь является самой северной разновидностью лошадиного племени в мире, и является единственной лесной лошадью, которая адаптирована к табунному содержанию в течение всего года.
Загрузка ...
Общее описание якутских лошадей
Республика Саха (Якутия) является уникальным регионом России с резко континентальным климатом. Среднегодовой перепад температур порой достигает 100 градусов (летом температура поднимается до плюс 40-ка, а в зимнее время падает до минус 50-ти – 60-ти градусов)! Такие суровые условия закалили якутских лошадей, которые хорошо переносят и летний зной, и зимнюю стужу. Кроме того, густой шерстный покров хорошо защищает этих животных от многочисленных кровососущих насекомых (мошкара, комары, оводы), тучи которых летом досаждают всем живым существам.
Этих лошадок крупными не назовешь. Средний рост в холке составляет всего 130-135 сантиметров.
Для внешнего вида этих животных характерны:
- большая голова;
- толстая и короткая шея;
- массивное вытянутое туловище;
- широкая спина (часто – карпообразной формы);
- короткие сильные и толстые конечности с прочными копытами.
Все эти внешние признаки сформировались под влияние сложных климатических условий этого северного края.
Для защиты от якутской стужи у лошадей есть не только густая и длинная шерсть, но и толстая прочная шкура с солидным слоем подкожного жира. В разгар холодов длина шерстных волокон доходит до 8-10 сантиметров. Хвост и грива – очень пышные и густые. Достаточно сказать, что хвост часто достает до поверхности земли, а грива закрывает не только саму шею животного, но и спускается ему на плечи. Основные окрасы якутских коней – серый, мышастый и саврасый.
Природа наделила этих животных сильными ногами с крепкими копытами, что позволяет даже в лютые холода под 50 – 60 градусов добывать пищу из-под слоя снега.
Как уже было сказано ранее, якутские лошади не только возят на себе людей и грузы, но и снабжают хозяев молоком и мясом, а из их густого меха получаются не только теплые, но и очень ноские зимние вещи.
Из-за своих довольно коротких ног эти животные передвигаются мелким, но частым шагом, что очень удобно при движении по узким петляющим лесным тропинкам.
Созревают якутские кони довольно поздно – лишь в возрасте пяти-шести лет они достигают полного своего развития, зато долгое время сохраняют свои продуктивные качества. Нередко 25-ти – 27-ми летних животных продолжают использовать для воспроизводства и работы.
Охота в тайге является давним национальным якутским промыслом, в которой кони используются повсеместно. Интересен процесс подготовки животного к выезду на охоту – поскольку лошадь в табуне отвыкает от тяжелой работы и жиреет, перед походом в лес её ставят на «выдержку», другими словами – один-два дня морят голодом. Для этого её привязывают на короткий ремень к столбу, чтобы она не могла наклониться и поесть. Если этого не сделать и сразу дать лошади большую нагрузку, она может заболеть вплоть до летального исхода. Зато после голодовки животное прекрасно переносит даже долгие быстрые передвижения. Такая подготовка к охоте применяется якутами в течение многих столетий.
Отличительной особенностью якутских коней является то, что они круглогодично содержатся на подножном корме, какая бы погода не стояла на улице. Это связано с тем, что для резко континентального климата республики характерно сравнительно малое количество осадков, и толщина снежного покрова обычно не очень большая. Животные легко разрывают его и добывают себе пропитание. Коневоды называют такую пастьбу тебенёвкой (от слова «тебенить» – пробивать снег)..
Якутские жеребцы за право возглавлять табун устраивают настоящие жестокие побоища. Они кусают друг друга до крови и отрывают целые куски шкуры у соперника. Интересно, что победа не всегда приводит к тому, что все кобылы остаются с победителем. Те, что посмирнее – да, а норовистые самки могут уйти и с проигравшим, а могут вообще выбрать совершенно другого жеребца. Справедливости ради стоит сказать, что и жеребцы бывают разными. Одни спускают такое поведение на тормозах, а другие так гоняют «блудниц», будто это недавний соперник.
Ранней весной лошади Якутии пасутся на крутых южных склонах сопок, поскольку там немного теплее и есть защита от ветра. Как только приходит якутское лето – табуны перегоняют на открытые пастбища. В зимнее время сеном, как правило, кормят только рабочих лошадей (в основном это – мерины), которые обычно содержатся в загонах. Большая часть табуна ест подножный корм.
Якутские кобылы приносят потомство чаще всего ранней весной, когда еще лежит снег. После рождения детеныши сразу встают на ноги, чтобы не простыть на ещё холодной земле. Мать помогает им на первых порах, поднимая малыша и подпирая его. Достаточно быстро жеребенок учится стоять самостоятельно, причем даже во сне. Вес молодые кони набирают очень быстро – буквально через полгода после рождения они весят по две сотни килограммов, что составляет половину веса взрослого животного.
Осенью наступает пора отлова. В табуны выезжают коневоды и начинают вылавливать лошадей при помощи специальных длинных палок с петлей на конце.
Процесс это довольно трудный. Якутская лошадь – территориальное животное, и постоянный ареал обитания каждого табуна составляет от 25-тидо 30-ти квадратных километров. Отловщикам молодняка приходится разыскивать их по следам, а если следы заметет, то поиски стада могут продолжаться до десяти дней.
Летом кони в Якутии сильно теряют в весе. И связано это вовсе не с жарой, а с огромным количеством жалящих кровососущих насекомых. Они забиваются в рот и ноздри, мешая животным нормально пастись. В деревнях весь летний период жгут особые “дымокуры” из коровьих лепешек, чтобы хоть как-то отпугнуть гнус и мошкару. Даже одна из старинных якутских легенд гласит, что дикие лошади пришли к людям сами, чтобы укрыться от насекомых в дыму разжигаемых ими костров.
Якутское коневодство
Многочисленные исследователи этого края постоянно упоминали об особой любви якутского народа к лошадям. Коневодство в этой республики уходит своими корнями вглубь веков. Значение этой животноводческой отрасли для якутов – огромно. Вся история этого народа, приспособившегося к суровому климату этих земель, неразрывно связаны с этими животными, благодаря которым люди выживали в условиях северных трескучих морозов.
До перехода людей за реку Лена кочевое табунное коневодство было основным видом хозяйственной деятельности этого народа.
Значимость этой отрасли животноводства нашла свое отражение в многочисленных обрядах и обычаях якутов. Так, к примеру, существовал обычай закалывать коня после смерти его хозяина, и его мясом кормить всех пришедших проводить умершего в последний путь. Ни одна якутская свадьба не обходится без конины и кумыса, а наиболее почетные гости получают самые лакомые куски мяса этих животных.
Конина и кобылье молоко – традиционные для якутов продукты питания. Помимо их экологической чистоты, эти продукты имеют массу целебных свойств.
Например, в конском молоке большая концентрация лактозы (молочного сахара). Кроме того, оно богато витамином С. В чистом виде молоко этих животных употребляют редко, а вот кумыс, благодаря перечисленным выше свойствам, практически – натуральный антибиотик. Его применяют для лечения таких болезней, как брюшной тиф, дизентерия, туберкулез и многих других. В молоко якутских кобыл также высокое содержание йода, кальция и аскорбиновой кислоты, эффективно помогающих людям с анемией и болезнями щитовидной железы. Мясо якутских коней рекомендовано в пищу пациентам, страдающим печеночными заболеваниями, болезнями поджелудочной железы и пищеварительной системы, а также этот продукт хорошо выводит радионуклиды, скопившиеся в организме человека. Однако конина, полученная от якутских лошадей, славится не только своей полезностью. Уникальные вкусовые качества мясной продукции этих животных обусловлены тем, для её получения используются только те животные, которые никогда не ходили под седлом и не использовались в работе. В этом жирном мясе большое количество калорий, так необходимых человеческому организму в суровых условиях климата республики.
Уже сейчас производство конины в Якутии поставлено на поток, и эта продукция идет даже на экспорт в страны восточного азиатского региона.
Ысыах – праздник чествования лошади в Якутии
Поверья этого народа гласят, что лошадь – это священное животное, подаренное людям богами. Коней еще называют «Джесегей огото», что в переводе значит «дитя Джесегея», который в якутском эпосе является богом-покровителем храбрых мужчин и коней. Поклонение и почитание этого животного наиболее ярко проявляются во время ежегодного национального праздника в честь бога Джесегея, который называется Ысыах. На этом празднике по традиции восхваляют лошадей и всех гостей угощают кумысом.
Также далеко за пределами республики известна особенная страсть якутского народа к скачкам. Готовиться к ним начинаю задолго, победа в них – очень почетна, так как длина дистанции нередко составляет несколько десятков километров. Чаще всего эти национальные соревнования проходят как раз во время празднования Ысыаха – дня чествования якутской лошади.
Время праздника Ысыах совпадает с окончанием выжеребки – конец лиюля месяца. На празднике выпивается огромное количество кумыса. Все время люди возносят хвалу этому животному. Место для этого праздника всегда украшается узорчатыми резными коновязями и молодыми березками. Так же во время Ысыаха перед каждым домом выставляется сэргэ – особая коновязь с резьбой, изображающей скачущих или пасущихся коней. Считается, что сэргэ обладает магическим действием, охраняет дом от злых духов и приносит в него достаток и покой. Кумыс во время праздника пьют из особых, богато украшенных чаш – чоронов, а хранят в специальных национальных кожаных резервуарах, которые носят название симиры.
Культ лошади в республике нашел свое отражение и народном якутском календаре. Название одного из месяцев в нем звучит как «Кулун тутар», что по-русски означает «Поимка жеребят».
На всех народных праздниках в республике лошадей богато украшают. Для этого используются покрывающие круп животного искусно выделанные «чепраки» и так называемые «кычымы», с любовью вышитые узором из серебряных нитей и бисера, которые свисают по обеим сторонам седла. Само седло сверху накрывается особым ковриком под названием «далбара», который шью из разноцветных кусочков кожи якутских лошадей.
Много упоминаний об этих животных содержится в национальном якутском эпосе «Олонхо». «Дом устроил, огонь зажег, сэргэ укрепил», – так говорит этот эпос об успешном человеке.
У народа Республики Саха существует поверье, по которому наша Вселенная предстает в образе лошади. Её шея и голова символизируют Верхний мир, брюхо – Средний мир, а хвост – Нижний. Четыре ноги олицетворяют собой четыре стороны света.
Современная якутская лошадь
На сегодняшний момент специалисты делят эту лошадиную разновидность на три типа:
- северный оригинальный, к которому относятся животные, проживающие в среднеколымском и верхоянском районах республики;
- южный, отличающийся более мелкими размерами; этих животных не скрещивали с заводскими конскими породами;
- южный крупный, который является южной якутской лошадью, улучшенной с помощью животных заводских пород.
В 2011 году была официально представлена широкой публике новая порода этих животных – Мегежекская. Эту разновидность вывели на племенном конезаводе, который носит имя Степана Васильева и расположен в Нюрбинском районе этой республики.
[tubepress mode="tag" tagValue="Коневодство в Якутии" orderBy="viewCount"]
Список используемой литературы:
- А.П. Солдатов. Основы животноводства. — 3-е изд. — М.: Агропромиздат, 1988.
- Животноводство // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. (Проверено 5 апреля 2012)
- Животноводство - Википедия
- Животноводство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.